ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
АЙКИДО |
Вид японского боевого искусства; путь (До) гармонии (Ай) с жизненной энергией (Ки) |
АЙКИКАЙ ХОМБУ ДОДЗЁ |
Штаб-квартира организаций Айкикай; учебно-методический центр айкидо |
ДЗАЙДАН ХОДЗИН АЙКИКАЙ |
Фонд Айкикай; Официальная организация айкидо |
КОКУСАЙ АЙКИДО РЭНМЭЙ |
Международная федерация айкидо International Ailido Federation, IAF, 1975 г. с 1984 г. член GAIFS |
О'СЭНСЭЙ |
«Великий Учитель» Основатель айкидо – Морихэй Уэсиба (1883-1969) |
ДОСЮ |
Глава айкидо («Мастер Пути»); звание передающееся по наследству Второй Досю - Киссёмару Уэсиба (1921-1999) Третий Досю - Моритэру Уэсиба (1951 г.р.) |
ДОДЗЁ-ТЁ |
Директор Всемирного центра айкидо (Айкикай Хомбу Додзё) |
СИХАН |
Преподаватель айкидо высшей категории; «старший преподаватель» (не ниже 6 Дана) |
СИДОИН |
Преподаватель айкидо (преподавательская категория); «старший инструктор» (не ниже 4 Дана) |
ФУКУСИДОИН |
Преподавательская категория; «инструктор» (не ниже 2 Дана) |
УТИДЭСИ |
Будущий профессиональный инструктор; ученик обучающийся и живущий в Хомбу додзё |
СЭНСЭЙ |
Преподаватель (от Дана не зависит); используется при обращении |
СЭМПАЙ |
Старший ученик или инструктор |
КОХАЙ |
Младший ученик |
АЙКИДОКА |
Тот, кто занимается айкидо |
ЮДАНСЯ |
Обладатель чёрного пояса |
КЮ |
Ученический разряд: Детские от 10 до 1 Кю Жёлтый пояс (дзюкю, кукю) Оранжевый пояс (хатикю, нанакю) Зелёный пояс (рокю, гокю) Синий пояс (ёнкю, санкю) Коричневый пояс (никю, иккю) Взрослые от 5 до 1 Кю Белый пояс (гокю, ёнкю, санкю, никю, иккю) |
ДАН |
Мастерский разряд: от 1 до 8 Дана (сёдан, нидан, сандан, ёндан, годан, рокудан, нанадан, хатидан) |
РЮ РЮХА |
Стиль, школа (в боевых искусствах); старая традиционная школа |
ДОДЗЁ, ЭТИКЕТ |
ДОДЗЁ |
Букв. «Место, где следуют Пути»; специализированный зал для занятий боевыми искусствами |
ТАТАМИ |
Циновка (традиционное напольное покрытие); специализированное напольное покрытие для занятий боевыми искусствами |
СЁМЭН |
Лицевая сторона додзё |
СИНДЭН, КАМИДЗА |
Центральное место на лицевой стороне додзё, где располагается алтарь |
ДЗЁСЭКИ |
Слева от синдэн (камидза) сторона татами, где располагаются инструкторы и старшие ученики |
СИМОДЗА |
Левая сторона татами напротив синдэн; место, где располагаются ученики во время церемонии приветствия |
СИМОСЭКИ |
Правая сторона татами напротив синдэн; место, где располагаются младшие ученики |
РАЙХИНСЭКИ |
Место в додзё, где располагаются посетители и гости |
НАФУДАКАКЭ |
Место, где вывешивается информация с именами членов клуба их квалификацией и должностью в клубе |
ТОКОНОМА |
Ниша (или специальное место) в зале, где традиционно висит свиток с каллиграфией и стоит декоративная композиция в виде икэбана или бонсай |
ДОДЗЁКУН РЭЙСИКИ |
Правила поведения; сводный кодекс правил в боевых искусствах |
РЭЙ |
Ритуальный поклон, приветствие |
ХАДЗИМЭ-НО РЭЙ |
Поклон в начале занятия; приветствие |
ОВАРИ-НО РЭЙ |
Поклон в конце занятия; приветствие |
РИЦУРЭЙ |
Ритуальный поклон стоя, приветствие |
ДЗАРЭЙ |
Ритуальный поклон в позиции сэйдза, приветствие |
СЁМЕН-НИ РЭЙ ДЗОСЭКИ-НИ РЭЙ |
Поклон в парадную сторону додзё (Команда) |
ОТАГАЙ-НИ РЭЙ |
Приветствие друг другу |
ЭКИПИРОВКА |
КЭЙКОГИ ДОГИ |
Форма для занятий |
УВАГИ |
Куртка тренировочного костюма |
СОДЭ |
Рука на куртке |
ДЗЭККЭН |
Нагрудная нашивка с названием додзё или личном именем |
ДЗУБОН |
Штаны тренировочного костюма |
ХАКАМА |
Широкие штаны; часть традиционной национальной японской одежды, семь складок котрых символизируют семи традиционным добродетелям: - дзин (доброжелательность); - ги (честь или справедливость); - рэй (вежливость и этикет); - ти (мудрость); - син (искренность); - тю (преданность); - ко (благочестие) |
ОБИ |
Пояс |
ТЭНУГУИ |
Небольшой платок для лица; Повязывается под шлем в кэндо |
ТАОРУ |
Небольшое полотенце |
ОРУЖИЕ |
БУКИ ВАДЗА |
Раздел техники с оружием |
ТАТИ ДОРИ |
Раздел техники с мечом (боккэном) |
ТАТИ ДАЙТО |
Японский двуручный меч |
КАТАНА НИХОН-ТО |
Катана |
СИНКЭН |
Настоящий меч из закалённой стали (тати или катана) |
МОГИТО ИАЙТО |
Имитация катаны из мягкого метала; используется в кэндо |
БОККЭН |
Деревянный меч (макет катаны) |
БОКУТО |
Деревянный меч (макет меча с цубой) |
СИНАЙ |
Макет меча из бамбука; используется в кэндо |
САИ |
Ножны для катаны |
СУБУРИТО |
Тяжёлый деревянный макет меча для отработки ударов |
ТЮДАН КАМАЭ СЭЙГАН КАМАЭ |
Базовая позиция. Меч находится в средней позиции |
МОРОТЭ ХИДАРИ (МИГИ) ДЗЁДАН |
Позиция с замахом над головой; лево/правосторонняя стойка |
ХАССО-НО КАМАЭ |
Позиция, напоминающая восьмёрку, меч находится сбоку от головы. Обычно хассо хидари, меч справа, левосторонняя стойка |
МУ КАМАЭ |
Позиция. Меч опущен вниз и отведён в сторону |
КУРАЙ ТАТИ |
Позиция. Меч сбоку наискось у груди; похоже на цуки |
ВАКИ ГАМАЭ |
Позиция. Меч направлен вниз и назад (сутэми - мнимая беззащитность). Обычно меч находится справа (миги ваки гамаэ), левосторонняя стойка; также используется чтобы скрыть длину меча, особенно если он сломан |
КАРУМА |
Стойка напоминает ваки гамаэ; клинок находится в горизонтальном положении |
КОНГО |
Клинок расположен вертикально, перед лицом |
ТЭ-НО УТИ ЦУКАМИ ВАДЗА |
Способы захватов руками при работе против партнёра, вооружённого мечом |
СУБУРИ |
Отработка техники ударов мечом в вертикальной плоскости |
МЭН УТИ |
Рубящий прямой удар в голову (сверху вниз) |
КЭСА ГИРИ |
Разрезающий косой удар от уха до бедра |
ГЯКУКЭСА ГИРИ |
Обратный разрезающий косой удар от бедра до уха |
КИРИ КАЭСИ |
Рубящий удар сверху вниз с замахом через сторону за голову |
НУКИЦУКЭ ЁКО ИТИМОНДЗИ |
Выхватывание меча и горизонтальный рез в одно движение |
ЦУКИ |
Прямой вперёд; 1 вариант – разрез сонной артерии (лезвие под углом) 2 вариант – прямой в трахею (лезвие вертикально) |
САЯБОНАРЭ |
Обнажение меча |
ФУНКАБУРИ |
Замах (мечом, боккэном и т.д.) |
ТИБУРИ |
Очищение клинка от крови; стряхивание |
НОТО |
Возврат клинка в ножны |
КУМИТАТИ |
Парные занятия с мечом |
НАГИНАТА |
Алебарда |
ЯРИ |
Копьё, пика |
ДЗЁ |
Деревянный макет копья (Яри) Палка (длина 127-135 см., диаметр 2,7 см.) |
ДЗЁ ДОРИ |
Раздел техники с палкой (дзё) |
ДЗЁ НАГЭ |
Раздел техники с палкой (дзё) броски с помощью дзё |
РИЦУ ДЗЁ КАМАЭ |
Положение дзё вертикально перед рукой |
САГЭ ДЗЁ КАМАЭ |
Положение дзё вертикально за рукой |
ЦУНЭ-НО КАМАЭ |
Положение дзё горизонтально под углом, хват по середине |
ХАНТЭН-НО КАМАЭ |
Позиция ханми, дзё выставлено вперёд; тюдан камаэ |
ХИКИОТОСИ-НО КАМАЭ |
Позиция ханми, дзё опущено вниз и отведено назад; ваги камаэ |
КУМИДЗЁ |
Парные занятия с палкой |
ТАНТО |
Кинжал |
ВАКОКУ ТАНТО |
Деревянный макет японского кинжала (танто) (длина 29 см.) |
ТАНТО ДОРИ |
Раздел техника с ножом (танто) |
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ДИСТАНЦИЯ |
ТАЙ-САБАКИ |
Перемещения тела в пространстве |
АСИ-САБАКИ |
Передвижения (шаги) |
АЮМИ-АСИ |
Передвижение (шаг) вперёд или назад со сменой стойки |
ЦУГИ-АСИ |
Приставной (сопровождающий) шаг; Передвижение, при котором движение начинается с задней ноги |
ОКУРИ-АСИ |
Приставной (подсекающий) шаг; Передвижение, при котором движение начинается с передней ноги и активное подтягивание задней |
СУРИ-АСИ |
Любое передвижение (шаги) по татами; Скользящий шаг |
СИККО |
Перемещение на коленях |
ХИРАКИ-АСИ |
Передвижение с уходом с линии атаки поворотом; применяется при атаки ёкомэн-ути и т.п. |
ИРИМИ |
Прямой вход (Омотэ); Один из основных принципов айкидо |
ИРИМИ-ИССОКУ |
Прямой вход одним шагом |
ТЭНКАН |
Поворот на 180° без смены стойки (Ура); Один из основных принципов айкидо |
ТЭНКАЙ |
Разворот на месте на 180° со сменой стойки |
ЭНТЭН-НО РИ |
Принцип вращения |
ТЕНСИН |
Уход с линии атаки |
СТОЙКИ И ПОЗИЦИИ |
КАМАЭ |
Позиция, стойка ханми |
СИСЭЙ |
Позиция, осанка |
ФУДО-НО СИСЭЙ |
Неподвижная позиция; сохранение осанки |
ИАИ ХИДЗА (ТАГЭ ХИДЗА) |
Позиция на одном колене |
СЭЙДЗА |
Позиция сидя на коленях |
КЭЙДЗА КИДЗА |
Позиция на коленях, стопы опираются на носки пальцев |
ДЗАХО |
Правило перехода из стойки в позицию сэйдза и обратно |
СИНДЗЭН-ВАДЗА АГУРА |
Позиция сидя, скрестив ноги «по-турецки» |
СИЗЕНТАЙ |
Позиция покоя; проекция центра тяжести посередине стойки; вес распределяется равномерно на обе ноги |
ХИТОЭМИ |
Обычная фронтальная стойка, стопы ног параллельны и направлены вперёд |
ИАЙ КОСИ (или ГОСИ) |
Бёдра занижены; устойчивая позиция |
САНКАКУТАЙ |
Треугольная позиция стабильности и потенциального движения |
ХАНМИ |
Позиция Стойка вполоборота |
АЙХАНМИ |
Одноимённая позиция |
ГЯКУХАНМИ |
Разноимённая позиция |
МИГИ ХАНМИ |
Правосторонняя стойка |
ХИДАРИ ХАНМИ |
Левосторонняя стойка |
ДЗЮСИН КАМАЭ |
Позиция после завершения технического действия |
СТРАХОВКА |
УКЭМИ |
Буквально «принимать телом»; страховка |
УКЭМИ ВАДЗА |
Активное техническое действие; страховка (термин, принятый в обиходе) |
МАЭ УКЭМИ |
Страховка вперёд (любая) |
ЗЭНПО КАЙТЭН УКЭМИ |
Страховка вперёд перекатом |
ЁКО УКЭМИ |
Страховка вбок (любая) |
УСИРО УКЭМИ |
Страховка назад (любая) |
УСИРО ХАНТЭН УКЭМИ |
Страховка назад |
КАТАМЭ ВАДЗА УКЭМИ |
Страховка при исполнении приёмов осаэ вадза |
ТОБИ УКЭМИ ХАЯКУ УКЭМИ |
Страховка с отрывом ног (вариант); Высокая страховка |
ОТОСИ УКЭМИ |
Страховка с отрывом ног (вариант); Высокая страховка |
ДИСТАНЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ |
МААЙ |
Дистанция в пространстве и времени |
ТИКА-МА |
Короткая дистанция |
ТО-МА |
Длинная дистанция |
ГОБУН-НО МА |
Дистанция 1/5 длины меча |
ИССОКУ-ИТТО-НО-МААЙ |
Дистанция, с которой эффективная атака мечом производится с одним шагом вперёд; один шаг один удар (меч) |
СУН-ДОМЭ МААЙКАН |
Упражнения на контроль дистанции |
СЕН-НО ЁТЭЙ |
Принципы стратегической инициативы время реагирования |
ТАЙ-НО СЭН |
Принцип перехвата в процессе развёртывания действия; сокращение дистанции |
СЭН-НО СЭН |
Принцип перехвата инициативы в момент начала атаки |
ГО-НО СЭН |
Принцип перехвата инициативы опережением; перехват инициативы во время атаки |
СЁДО-О СЭЙСУ |
Контроль первого движения; спокойствие и готовность действовать на опережение |
МА |
Промежуток, расстояние, дистанция |
КОГЭКИСЭН |
Линия атаки |
ЭМБУСЭН |
Линия взаимодействия; траектория передвижения |
СЭН |
Время, момент |
РЁСИ |
Ритм, такт |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ |
КИХОН |
Базовые движения и техника |
КАТА |
Форма выполнения приёма с использованием базовых движений |
ВАДЗА |
Приём (техническое действие) |
КИХОН ВАДЗА |
Раздел основной, базовой техники |
ДЗЮИ ВАДЗА |
Выполнение комбинации приёмов от различных видов атакующих действий без ограничения по защитным действиям |
РАНДОРИ ВАДЗА |
Выполнение комбинации приёмов в свободном стиле от заданной атаки без ограничения по защитным действиям |
ТАТИ ВАДЗА РИППО |
Техника выполнения приёмов стоя |
ХАНМИ-ХАНДАТИ ВАДЗА |
Техника выполнения приёмов, укэ стоит, нагэ в позиции сэйдза |
СУВАРИ ВАДЗА ДЗАГИ |
Техника выполнения приёмов, когда оба (тори и укэ) находятся в позиции сэйдза |
КАТАМЭ ВАДЗА ОСАЭ ВАДЗА |
Техника удержания; включает: осаэ вадза, кансэцу вадза и симэ вадза |
НАГЭ ВАДЗА |
Техника бросков |
НЭ ВАДЗА |
Техника захватов |
УТИ ВАДЗА |
Техника ударов включает: сёмэн ути, ёкомэн ути, цуки |
АТЭМИ ВАДЗА |
Техника отвлекающих действий, а также техника ударов в уязвимые точки тела |
КУДЗУСИ ВАДЗА |
Техника выведения из равновесия |
КАНСЭЦУ ВАДЗА |
Техника воздействия на суставы рук |
УКЭ ВАДЗА |
Техника блокирующих приёмов |
ОЁ ВАДЗА |
Прикладная техника; видоизменённая техника |
НАГАСИ ВАДЗА |
Техника уходов от атак за счёт перемещения |
ХЭНКА ВАДЗА |
Варианты применение базовой техники; переход от одной техники к другой в одном приёме |
ОМОТЭ ВАДЗА |
Техника, раскрываемая перед публикой |
ХИТОРИ ВАДЗА |
«Скрытное» (невидимое партнёру) исполнение приёмов |
ДАМАСАРЭ |
Скрытое в явном |
КАЭСИ ВАДЗА СИ ВАДЗА |
Контрприёмы; перехват инициативы |
ОДЗИ ВАДЗА |
Техника блокирования с контратакой |
ХАНАСИ ВАДЗА |
Техника освобождения от захватов; также известна как хадзуси вадза, тэходоки-но ката |
СУКАСИ ВАДЗА |
Техника, выполняемая на опережение действий (ударов, захватов) нападающего |
РЭНДЗОКУ ВАДЗА |
Последовательное выполнение нескольких приёмов без потери контакта |
СУТЭМИ ВАДЗА |
Техника выполнения приёмов в падении; с использованием т.н. «ложной жертвы» |
КОГЭКИ ВАДЗА |
Атакующие технические действия (удары) с оружием, объединённые в форму ката |
УСИРО ВАДЗА |
Техника выполнения приёмов от атаки сзади |
ФУТАРИГАКЭ |
Техника против двух атакующих партнёров |
ТАНИНДЗУГАКЭ |
Техника против нескольких атакующих партнёров |
АТАКУЮЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ |
УТИКАТА |
Техника ударов |
ЦУКИ |
Прямой удар кулаком в Айкдо это обычно тюдан ойцуки |
МЭНУТИ |
Рубящий удар в голову (сверху вниз) |
СЁМЭНУТИ КИРИАГЭ |
Прямой рубящий удар в голову |
ЁКОМЭНУТИ |
Косой удар сбоку в голову |
ТОРИКАТА |
Техника захватов |
КАТАТЭДОРИ |
Разноимённый захват за запястье руки партнёра (полное название – гякуханми кататэкубидори) |
КОСАДОРИ |
Одноимённый захват руки партнёра (полное название – айханми кататэкубидори) |
МОРОТЭДОРИ |
Захват одной руки партнёра двумя руками (в области предплечья) |
РЁТЭДОРИ |
Захват за запястья обеих рук партнёра (полное название – рётэкубидори) |
МУНЭДОРИ |
Захват одного или двух отворотов куртки |
КАТАДОРИ |
Захват рукава куртки в области плеча |
РЁКАТАДОРИ |
Захват куртки на обоих плечах партнёра |
СОДЭДОРИ |
Захват рукава одежды партнёра |
КУБИСИМЭ |
Захват за отворот куртки в области шеи; Удушение |
ЭРИДОРИ |
Захват за отворот куртки партнёра |
УСИРО КУБИСИМЭ |
Удушающий захват сзади |
УСИРО РЁКАТАДОРИ |
Захват за плечи партнёра сзади |
УСИРО РЁТЭДОРИ |
Захват рук партнёра сзади (полное название – усиро тэкубидори) |
УСИРО КАКАЭДОРИ, УСИРО УВАТЭДОРИ |
Обхват на уровне груди с замком рука сзади |
УСИРО ЭРИДОРИ |
Захват отворота куртки партнёра сзади |
ХИДЗИДОРИ |
Захват локтя партнёра |
ТАНИНДЗУДОРИ |
Освобождение от захватов нескольких партнёров |
ФУТАРИДОРИ |
Освобождение от захватов двух партнёров |
КАТАДОРИ МЭНУТИ |
Сложная атака; захват за куртку в области плеча с последующим прямым рубящим ударом свободной рукой |
ЗАЩИТНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ |
ТЮСО ВАДЗА ТАЙДЗЮЦУ |
Раздел техники без оружия |
ДАЙ-ИККЁ ОСАЭ |
Первое удержание (удэ осаэ, оси, таоси) |
ДАЙ-НИКЁ ОСАЭ |
Второе удержание (котэ маваси, котэмаки) |
ХИДЗИКИМЭ ОСАЭ |
Удержания с помощью воздействия на локоть (вариант никё) |
ДАЙ-САНКЁ ОСАЭ |
Третье удержание (котэ хинэри, сиборикимэ) |
ДАЙ-ЁНКЁ ОСАЭ |
Четвёртое удержание (тэкуби осаэ) |
ДАЙ-ГОКЁ ОСАЭ |
Пятое удержание (кудзи осаэ) |
СИХО НАГЭ |
Бросок загибом руки за голову; бросок в четырёх направлениях |
ИРИМИ НАГЭ |
Бросок вхождением |
ИРИМИ ОТОСИ |
Бросок вхождением, как правило при атаки Ёкомэн ути. В продолжение движения. |
ИРИМИ ТИГАЙ |
Бросок вхождением; Различные виды, отличающиеся по уровню и дистанции |
КОТЭ ГАЭСИ |
Бросок поворотом запястья наружу в сторону большого пальца |
КАЙТЭН НАГЭ |
Бросок вращением ути кайтэн нагэ (с входом внутрь под руку) сото кайтэн нагэ (с входом снаружи) |
КАТАГАТАМЭ |
Вариант кайтэн нагэ, при котором нагэ блокирует плечо партнёра и, сохраняя замок, опускает его на татами |
КОСИ НАГЭ |
Бросок через бедро |
АЙКИ ОТОСИ |
Бросок с захватом обеих ног партнёра |
ДЗЮДЗИ НАГЭ, ДЗЮДЗИ ГАРАМИ |
Бросок сплетением рук (руки образуют крест, обозначающий по-японски десятку; руки скрещены, локти в замке) |
КИРИ ОТОСИ |
Бросок в «мёртвый» угол; опрокидывающий бросок срубающим движением вниз |
СУМИ ОТОСИ |
Бросок в «мёртвый» угол; бросок с использованием упора рукой в корпус или ногу (разрыв) |
СУМИ ГАЭСИ |
Угловой бросок |
ТЭНТИ НАГЭ |
Бросок «небо-земля» |
УДЭКИМЭ НАГЭ |
Бросок с использованием руки партнёра в качестве рычага |
КОКЮ НАГЭ |
Раздел бросковой техники в айкидо не имеющих свои названия (большинство из них - варианты базовых приёмов) |
ГАНСЭКИ ОТОСИ |
Бросок, при котором рука укэ зажата и нагэ воздействует плечом на его локтевой сустав |
МАКИ ОТОСИ |
Бросок через плечо; нагэ завершает бросок, опускаясь на колено |
ТАЙАТАРИ УТИ ОТОСИ |
Бросок (опрокидывание) укэ блокированием его руки и вхождением в атаку ёкомэн ути |
УСИРО УДОРОСИ |
Бросок (опрокидывание) укэ сзади |
КОКЮ ХО |
Бросок из нутри наружу спиралевидным движением; саё нагэ, саю ундо, сокумэн игими нагэ |
КОКЮ ДОСА КОКЮ ХО |
Упражнение для развития энергии дыхания; выполняется в различных позициях (обычно в сэйдза) |
ВИДЫ ТРЕНИРОВОК |
КЭЙКО |
Занятие боевыми искусствами; тренировка |
ФУЦУ КЭЙКО, ИППАН КЭЙКО |
Обычная классическая тренировка |
ГОКАКУ КЭКО |
Тренировка между равными партнёрами |
ХАЦУ КЭКО |
Тренировка для новичков |
ХИКИТАТЭ КЭЙКО |
Тренировка, когда старшие тренируются с младшими тренировка поддержки |
КОГИ КЭЙКО |
Теоретическое занятие; лекция |
ЭНСУ |
Семинар |
КЭНГАКУ МИТОРИ КЭЙКО |
Участие в тренировке в качестве зрителя; часть тренировки, когда новички учатся наблюдать за действиями старших |
МАВАРИ КЭЙКО |
Тренировка, когда периодически происходит смена партнёра |
ОКУГИ КЭЙКО |
Специальная тренировка изучения школьных особенностей |
УТИКОМИ КЭЙКО |
Специальная тренировка отработки действий против ударных атак |
КАН-ГЭЙКО КАНТЮ ГЭЙКО |
Специальный зимний недельный тренировочный цикл; тренировки в самое холодное время |
СЁТЮ ГЭЙКО |
Специальный летний недельный тренировочный цикл; тренировки в самое жаркое время |
ЭТСУНЭН КЭЙКО |
Специальная тренировка в новогоднюю ночь |
АСА КЭЙКО |
Утренняя тренировка |
БАН КЭЙКО |
Дневная тренировка |
ЁНАКА КЭЙКО |
Вечерняя тренировка |
ВАГАЙ КЭЙКО |
Тренировка на улице (открытом воздухе) |
ГОДО КЭЙКО |
Совместная тренировка с другими группами (клубами) |
ГАССЮКУ |
Выездной сбор |
КАНТЁ КЭЙКО |
Тренировка под руководством руководителя клуба (школы) |
СИДО КЭЙКО |
Тренировка под руководством преподавателя (сэнсэя) |
МУСУБИ КИКАЙ |
Тренировка-медитация |
КАКАРИ КЭЙКО |
Раздел тренировки, когда несколько партнёров поочерёдно проводят атаку |
СИНСА |
Экзамен, аттестация |
СУЙСЭН |
Рекомендация; аттестация по рекомендации |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ |
ДЗЮМБИ-УНДО |
Традиционная разминка |
ДЗЮБИН-УНДО |
Упражнения на развитие выносливости и силы |
ХАЙСИН-УНДО |
Упражнение на растягивание; Парное упражнение на расслабление мышц спины, растягивание позвоночника и очищения (вентиляции) лёгких |
КОКЮ-УНДО |
Специальные дыхательные упражнения для вырабатывания и регулированию ровному и бесперебойному потоку энергии Ки; индивидуально, с партнёром; в сувари-вадза, тати-вадза |
КОКЮ-ТАНДЭН ХО |
Парное упражнение (в стойке ханми) на слияние ритмов вашего ки с ки партнёра |
ХОДЗЁ-УНДО |
Вспомогательные упражнения |
ФУНЭКОГИ-УНДО |
Специальное упражнение «гребля», выполняется с голосовым сопровождением (хидари – хэй-хо, миги – хэй-са) |
ФУРИ УНДО |
Специальное упражнение «встряхивание жизненной силы»; один из способов медитации сосредоточения духа |
ФУРУБЭ-НО КАМУ ВАДЗА |
Специальное упражнение медитации; с помощью вращения туловища в позиции сэйдза происходит очищение и наполнение тела энергией |
ФУРИТАМА УНДО |
Специальное упражнение медитации; раскачивание шара |
СИХО ГИРИ |
Упражнение с боккэном; рубка на четыре стороны (в четырёх направлениях) |
ХАППО ГИРИ |
Упражнение с боккэном; рубка на восемь сторон (в восьми направлениях) |
КОМАНДЫ |
СЭЙРЭЦУ |
Построиться |
СЭЙДЗА |
Принять позицию сувари-вадза |
МОКУСО |
Настроиться; обычно выполняется в позиции сэйдза |
ТАТТЭ |
Подняться из позиции сэйдза; встать |
СУВАТТЭ |
Опуститься в позицию сэйдза |
КАМАЭТЭ |
Команда Принять позицию готовности |
ЁЙ |
Команда Приготовиться |
ХАДЗИМЭ |
Комада Начать (старт) |
ЦУДЗУКЭТЭ |
Команда Продолжать |
ЯМЭ |
Команда Закончить (стоп) |
СОРЭМАДЭ |
Команда Закончить, разойтись |
ЯСУМЭ |
Команда Отдыхать |
УКЭ-ТОРИ КОТАЙ |
Смена партнёра |
МО-ИТИДО МО-ИККАЙ |
Ещё раз |
ЮККУРИ |
Медленно, медленнее |
ХАЯКУ |
Быстро, быстрее |
ЮРУЯКА-НИ |
Плавно |
ДОПОЛНИТЕЛЬНО |
КИ-НО НАГАРЭ ВАДЗА |
Техника с использованием непрерывного потока энергии Ки способ поэтапного обучения айкидо |
КОТАЙ |
Твёрдое тело; первая стадия обучения (от начинающего до 1 дана) |
ДЗЮТАЙ |
Мягкое тело; вторая стадия обучения (с 3 кю до 3 дан) |
РЮТАЙ ЭКИТАЙ |
Жидкое, тягучее тело; третья стадия обучения (после 3 дана) |
КИТАЙ |
Тело энергии и духа; Четвёртая стадия обучения (после 5 дана) |
СЁСИН-НИ КАЭРУ |
Возвращение к основам; повторение – мать учения |
СЭЙКА-ТАНДЭН |
Точка (три пальца ниже пупка). Анатомический центр тяжести человека; центр сосредоточения физических и духовных сил, двигательный центр |
КОКЮ |
Жизненное дыхание, способствующее ровному и бесперебойному потоку внутренней энергии Ки |
КОКЮ-РЁКУ |
Сила дыхания; координация физических сил и ритма дыхания |
КОКЮ ТАНДЭН ХО |
Упражнение на координацию жизненной энергии с ритмом энергии вашего противника |
МИСОГИ |
Очищение |
МИСОГИ-КЁ |
Тренировка, направленная на очищение |
СИСЭЙ |
Осанка. Внешний вид состояния и положения тела |
ХИБИКИ |
Внутреннее состояние (Состояние покоя) |
ДЗАНСИН |
Концентрация внимания, физических и духовных сил |
МЭЦУКЭ |
Взгляд (физический и психический) |
ДЗИКОТИСЭЙ |
Самоконтроль, самообладание |
КИГУРАЙ |
Достоинство; внутренняя сила |
СОКУДО |
Скорость |
ДАНРЁКУ |
Гибкость |
КОКОРО |
Воля, душа, сердце |
ТИКАРА |
Мощь, сила, энергия |
КЁ-РЁКУ |
Эффективность |
СИНРИН |
Целесообразность |
ДЗЮСИН |
Баланс |
ИНЁТАЙ |
Инь и ян в одном теле |
Ё |
Ян, центростремительные силы, способность сжиматься; мужское начало, тори, ирими (омотэ), ката |
ИН |
Инь, центробежные силы, расширяющее качество; женское начало, укэ, тэнкан (ура), вадза |
СИКАКУ |
Мёртвый угол; угол входа с выведением из равновесия |
МУСИН |
Упражнение по концентрации внимания; «незамутнённое сознание» |
ФУСИН |
Динамическая медитация; состояние контроля при выполнении приёмов |
МУСУБИ |
Синхронизация, слияние; гармоничное единство |
ТАЙ-НО ТЭНКАН |
упражнение на растягивание позвоночника с использованием техники сихо-гири или кокю-гори |
КОКЮ-НО ТЭН СЭЙКА ТАНДЭН |
Точка максимальной концентрации энергии Ки |
КИМЭ |
Концентрация сил в конце технического действия |
КИ-НО НАГАРЭ |
Техника непрерывного потока энергии Ки; подобие ручья |
НАГАРЭ ДАЙ |
Непрерывное, спокойное дыхание с использованием непрерывного потока энергии Ки |
НАГАРЭ СЁ |
Дыхание с акцентированным выдохом и задержкой с использованием Кимэ |