AHD РСБИ НСАР

Методические материалы

Доврачебная помощь при травмах

Первая помощь — это совокупность простых, целесообразных мер по охране здоровья и жизни пострадавшего от травмы или внезапно возникшего заболевания. Правильно оказанная первая помощь, сокращает время специального лечения, способствует быстрейшему заживлению ран и часто является решающим, моментом при спасении жизни, пострадавшего.

Первая помощь должна оказываться сразу на месте происшествия быстро и умело еще до прихода врача или до транспортировки пострадавшего в больницу.

Каждый человек должен уметь оказать первую помощь по мере своих способностей и возможностей.

Сущность первой помощи заключается в прекращении дальнейшего воздействия травмирующих факторов, проведении простейших лечебных мероприятий и в обеспечении скорейшей транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение, предупреждении опасных последствий травм, кровотечений, инфекций и шока.

Типовая программа обучения для специализированных детских групп

(Утверждена Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008 г.)

Система дополнительного образования является частью образовательного процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает школьнику обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству.

Содержание дополнительного образования реализуется по специальным программам, которые, как правило, разрабатываются на основании Приказа Минобразования РФ от 03.05.2000 г. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей».

Программа обеспечивает социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.

Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения образовательной программы к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования (ПДО), и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.

Программа по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон РФ «Об общественных организациях»;
  • Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;
  • Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.1999 г. № 24-51-1133/13);
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16;
  • СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);
  • Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;
  • Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002 г. № 390;
  • Типовое положение о ДЮСШ (СДЮШОР), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.

В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по айкидо, возможных результатах освоения программы и методах их оценки.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности школьников являются: выполнение контрольных нормативов по технической, специальной физической подготовке и аттестации овладения теоретическими знаниями и практическими навыками.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является наличие социального заказа в области айкидо и возможность приобщения к лучшим традициям мирового культурно-духовного наследия. Создание данной программы базируется на современных научно-методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.

Программа является основным документом при проведении занятий по айкидо в учреждениях дополнительного образования и детских секциях спортивных клубах, однако она не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса.

Рекомендована в качестве типовой программы специализированных детских групп по айкидо.

Программа подготовки тренеров

(Экспертно-методическим советом Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 2001 г.)

Типовая рабочая программа: «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА АЙКИДО» (свыше 500 часов) для слушателей групп профессиональной переподготовки по профилю основных образовательных программ, обучающихся в Институтах повышения квалификации и переподготовки кадров физкультурных и педагогических ВУЗ-ов.

Для осуществления качественной переподготовки слушателей учебный процесс должен быть обеспечен:

  • качеством требований (целей, стандартов и норм), сопоставимом с международными стандартами и требованиями конкурентов на международной арене;
  • наличием качественных образовательных ресурсов (учебных программ, кадрового потенциала, материально-технического обеспечения, соответствующей образовательной среды);
  • качеством образовательных процессов (научная и учебная деятельность слушателей, управление, образовательные технологии и т.д.).
Использование модульно-рейтинговой системы позволяет повысить качество образования и комплексной оценки работы слушателей при освоении учебного материала.

Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», 2015 г

Составитель: Качан Александр Борисович – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ «МГУ им. М.В.Ломоносова

Рецензент: Свищёв Иван Дмитриевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры ТиМ единоборств ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»

Программа дисциплины профессионального цикла базовой части составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО, с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО на основе учебного плана по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», по профилю «Спортивная подготовка», Формы обучения: очная и заочная.

Рекомендована в качестве типовой программы повышения квалификации и переподготовки тренеров/преподавателей по айкидо.